2023. — Т 11. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://mir-nauki.com/14psmn323.html

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 450.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Осташкова, О. Е. Объекты веры православной религиозной и нерелигиозной молодежи / О. Е. Осташкова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т 11. — №3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN323.pdf (дата обращения: 18.01.2025).


Объекты веры православной религиозной и нерелигиозной молодежи

Осташкова Ольга Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Аспирант кафедры «Общей и консультативной психологии»
E-mail: olga.ostashkova.94@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2147-1237

Аннотация. Сегодня в мире религиозного плюрализма и секулярной природы духовных практик все больше людей идентифицируют себя в качестве нерелигиозных. Центральной темой изучения религиозной и нерелигиозной идентичности молодежи является объект веры. В ходе исследования были изучены объекты веры православных религиозных и нерелигиозных респондентов с помощью двух групп открытых вопросов анкеты (авторская разработка): например, «Вера в кого/во что присутствует в вашей жизни каждый день?», «Какие ежедневные действия укрепляют вашу веру?». По итогам исследования список объектов веры нерелигиозной молодежи включает веру в себя (77 %) и веру в абстрактные трансцендентные объекты (вера в высшую силу, вера в судьбу, вера во вселенную, вера в то, что все к лучшему). Все религиозные респонденты на первое место поставили веру в Бога — единый абсолютный перфектный образ. Вера в Бога у религиозных респондентов проявляется личным компонентом религиозной идентичности — «религия как способ индивидуальных изменений». Ответы на вторую группу вопросов раскрыли важный аспект веры — взаимоотношения с объектом веры. Взаимоотношения нерелигиозных респондентов с объектами веры носят нерегламентированный, фоновый характер. Нерелигиозные респонденты не выполняют каких-либо ритуалов, а лишь стараются жить в соответствии со своими ценностями, мыслить позитивно и быть благодарными за то, что имеют. Взаимоотношения религиозных респондентов с объектом веры — Богом эмоционально окрашены и приоритетны. Они конструируют реальность и имеют большое влияние на поведение религиозных респондентов, демонстрируя социальный компонент религиозной идентичности — «идентичность по вероисповеданию». Выдвинутая гипотеза о том, что объекты веры религиозной и нерелигиозной молодежи значимо различаются нашла свое подтверждение. Перспектива исследования лежит в области изучения психологических особенностей веры в абстрактные трансцендентные объекты нерелигиозной молодежи.

Ключевые слова: религиозная идентичность; религиозность; нерелигиозная идентичность; объект веры; религиозная молодежь; нерелигиозная молодежь; религиозная вера; нерелигиозная вера

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2658-6282 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий