2020. — Т 8. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://mir-nauki.com/56pdmn320.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 300.7 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шириева, Н. В. Музыкальное образование в эпоху трансгуманизма / Н. В. Шириева, Е. А. Дыганова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т 8. — №3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN320.pdf (дата обращения: 07.10.2024).
Музыкальное образование в эпоху трансгуманизма
Шириева Надежда Велеровна
ФГБОУ ВО «Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова», Казань, Россия
Доцент
Кандидат искусствоведения
E-mail: taha1978@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9359-7234
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=728995
Research Gate: https://www.researchgate.net/profile/Nadezda_Sirieva
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56976398700
Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=tfHbTbIAAAAJ&hl
Дыганова Елена Александровна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: dirigerdea@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2875-5109
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=712367
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-9397-2015
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56660606000
Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=gmRoujUAAAAJ&hl
Аннотация. Статья посвящена проблеме воздействия цифровизации на музыкальное образование. Развитие компьютерных технологий оказало влияние на все социальные процессы за счет перемещения их в кибернетическое пространство. Человек, оказавшийся в эпицентре цифровой революции, ощутил возможность с помощью технологий изменить собственную идентичность, превратиться в киборга, наделенного высочайшими интеллектуальными и творческими способностями, не подверженного старению и смерти. Эта идея стала краеугольной для апологетов доктрины трансгуманизма, видящих в набирающей силу тенденции сращивания человека с машиной потенциал для возникновения пост-человека как совершенного продукта биоинженерии, своего рода одушевлённого компьютера. Увеличение доли машинного управления многими процессами уже стало повседневностью, однако возможность компьютера вместо человека возделывать ниву искусства вызывает сомнения и дискуссии. Тем не менее, компьютеризация стала проникать и в эту сферу, традиционно считающуюся полем иррациональной стихии, питаемой состоянием вдохновения или воображения художника. Появившееся направление кибер-арт использует для создания произведений искусства электронные средства, а сам художественный процесс осуществляется в интерактивном или медиапространстве. Данные тенденции не обошли и музыку. Обозначив круг проблем осмысления цифровизации музыкального пространства, авторы акцентируют внимание на классическом музыкальном образовании, перед которым доктрина трансгуманизма с ее тотальной компьютеризацией ставит целый ряд вызовов, способных привести к исчезновению самой профессии музыканта. На ряде примеров демонстрируется, как цифровизация творческого процесса в сфере музыки может уничтожить специальности композитора, дирижера, исполнителя, музыковеда. Очевидно, что, в конечном итоге, создание и исполнение музыки с помощью машинных алгоритмов только ускорит уже существующую гомогенизацию и примитивизацию музыкальных стилей и жанров. Это ситуация, спровоцированная коммерциализацией любого продукта, еще больше усилит статус музыки как товара массового спроса, и в этих условиях дорогостоящая подготовка классических музыкантов может оказаться нерентабельной. Не исчезнув совсем, традиционное музыкальное образование станет дорогим и доступным только узкому социальному кругу, а аудитория классической музыки сузится еще сильнее.
Ключевые слова: цифровизация; музыкальное образование; трансгуманизм; компьютерные технологии; кибер-арт
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2658-6282 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.